Расстройство адаптации (дезадаптация)

19 апреля 2024

Расстройство адаптации или дезадаптация — это психическое расстройство, при котором у человека возникают эмоциональные проблемы и изменения в поведении под воздействием стрессовой ситуации. Психоэмоциональное состояние считается патологией, когда реакции на стресс значительно превышают сам стресс и ограничивают область жизнедеятельности человека и его близких. Симптомы такого расстройства существенно влияют на способность выполнять профессиональные и социальные обязанности.

Почему возникает расстройство адаптации?

Есть несколько факторов, которые становятся причиной расстройства адаптации:

• сильный стресс;
  • необходимость привыкать к новым условиям жизни;
  • индивидуальные особенности нервной системы человека (повышенная чувствительность, чрезмерная эмоциональность, тревожность и так далее).

Обычно триггерами к проблемам поведенческой адаптации являются смерть близкого человека, развод, переезд в другую страну, получение ответственной должности. Однако это типовые триггеры. Во время лечения врачу необходимо определить причину патологии, чтобы нивелировать или минимизировать ее воздействие на человека.

Как проявляется расстройство адаптации

Психология выделяет следующие симптомы дезадаптации:

• подавленное состояние и снижение самооценки;
  • тревожность, в том числе беспричинная;
  • эмоциональная нестабильность;
  • астенические расстройства (повышенная утомляемость, снижение работоспособности, сложности с концентрацией внимания);
  • поведенческие расстройства (замкнутость, нежелание выполнять свои социальные обязанности, агрессия по отношению к окружающим).

Если у вас или у ваших близких есть такие симптомы, то стоит записаться на прием в клинику Госпитальная. Тут работают опытные врачи, которые проведут диагностику и помогут с реадаптацией.

Врачи выделяют несколько форм дезадаптации, которые стоит рассмотреть подробнее.

Расстройство социальной адаптации

При социальной дезадаптации происходит нарушение нормальных отношений пациента с другими людьми. Он не может взаимодействовать с окружающими, проявляя агрессию к ним, нетерпимость или игнорирует других людей. В результате, ухудшаются личные и деловые связи, что еще сильнее воздействует на психологическое состояние больного.

Депрессивное расстройство адаптации

В данном случае пациент испытывает чувство подавленности и безысходности. У него нет желания ничего делать. Он уверен, что все его начинания закончатся неудачно.

Тревожное расстройство адаптации

Примерно в 29% случаев дезадаптация проявляется с чувством тревоги. У пациента наблюдаются учащенное сердцебиение, мышечные спазмы, дрожь, чувство тяжести в области груди.

Расстройство психической адаптации и вегетативные отклонения

При отсутствии своевременного лечения есть вероятность развития вегетативных расстройств. Они проявляются следующим образом:

• одышка;
  • жар;
  • учащенное сердцебиение;
  • спутанность сознания;
  • боль в разных местах тела;
  • проблемы с пищеварением.

Возможны и другие соматические расстройства на фоне дезадаптации.

Диагностика расстройства адаптации

Данная болезнь диагностируется по нескольким критериям:

1. Выявление триггера, который стал причиной дезадаптации.
  2. Определение симптомов, которые характерны для данной патологии.
  3. Изучение особенностей течения заболевания.

Для более точной постановки диагноза используют специальные тесты и опросники. Важно понимать, что у пациента именно расстройство адаптации, а не другие психические расстройства со схожей симптоматикой. В связи с этим, может потребоваться прием узких специалистов для исключения иных болезней.

Использование медикаментов в лечении

Медикаментозная терапия включает в себя транквилизаторы, чтобы справиться с чувством тревоги, а также влияющие на обмен гамма-аминомасляной кислоты препараты. Дополнительно могут назначить антидепрессанты при наличии соответствующих показаний. Если у пациента наблюдаются проблемы со сном, то врач прописывает снотворное.

Важно. Обычно достаточно небольшой дозировки. Врач сам должен решать, какие препараты, в каком объеме и как долго необходимо принимать, исходя из клинической картины.

Психотерапия при расстройстве адаптации

Психотерапия позволяет пациентам понять, что у них действительно есть проблема, которую нужно решать. Во время индивидуальных и/или групповых сеансов врач дает понять, какие приспособительные реакции лучше использовать в том или ином случае, чтобы снизить негативное воздействие внешних факторов.

Основные задачи психотерапии заключаются в преодолении страха, тревожности и беспокойства, приобретении навыков адаптации к изменяющимся обстоятельствам. Необходимо не только работать над страхами, но и разработать стратегию управления эмоциями и методы преодоления стресса.

Для лечения расстройства адаптации стоит записаться в клинику Госпитальная. Это можно сделать по телефону.

Шевченко Ольга Юрьевна
Врач - психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог