Нервное истощение: симптомы и лечение

19 апреля 2024

Наличие хотя бы 4 симптомов из этого списка говорит о том, что стоит обратиться к врачу и проверить нервы. Возможно, вам необходимо лечение нервного истощения.

Патогенез неврастении

Человеческий мозг старается повысить сопротивляемость внешних факторов воздействия на психику и на организм в целом. Мысли перестраиваются на игнорирование конфликта или на борьбу с ним. В зависимости от состояния (подавленность или повышенное возбуждение), возникает дисбаланс, в результате чего нервная система дает неверные команды всем внутренним органам. Неадекватная ответная реакция организма может спровоцировать возникновение еще большего числа факторов, которые будут оказывать на человека негативное воздействие, усиливая неврастению.

Классификация и стадии развития болезни

Медицина выделяет три стадии неврастении:

1. Гиперстеническая, при которой возникают повышенная возбудимость, нетерпеливость, сложность с контролем эмоций. У человека снижается работоспособность, появляются проблемы со сном и головные боли.
  2. Раздражительная слабость. Чувство усталости становится сильнее, больной чаще проявляет признаки неконтролируемой агрессии по отношению к окружающим. На этом этапе проблемы со сном усугубляются, могут возникать расстройства ЖКТ, заболевания сердечно-сосудистой системы, аритмия, боли в груди.
  3. Гипостеническая неврастения характеризуется апатией. Человеку сложно заставить себя что-то делать, почти все его мысли сфокусированы на его проблемах и подавленном состоянии. Тревожность или глубокая тоска не выражены.

Рекомендуется начинать лечить нервное истощение на ранней стадии, чтобы не допустить серьезных осложнений.

Диагностика неврастении

Нервное истощение должно диагностироваться неврологом следующим образом:

1. Сбор анамнеза, чтобы понять клиническую картину и особенности развития патологии.
  2. Аппаратная диагностика, которая включает в себя КТ и МРТ головного мозга и реоэнцефалографию, чтобы исключить другие болезни со схожими симптомами.

Рекомендуется обращаться в клинику Госпитальная для диагностики и лечения заболевания, так как тут работают опытные врачи и обладают всей необходимой современной материально-технической базой.

Лечение

Восстановить нервную систему можно только путем оказания комплексного воздействия на нее:

1. Психотерапия. Она необходима, чтобы пациент понял, что у него реальная проблема, которую необходимо лечить. Важно показать ему, как нужно изменить образ жизни для улучшения ситуации. Используются личностная, групповая психотерапия, психоанализ и другие методы воздействия на пациента.
  2. Медикаментозная терапия носит вспомогательный характер. Врач выписывает транквилизаторы, нейролептики, ноотропы, ангиопротекторы, антиоксиданты, витамины, а иногда и антидепрессанты.

Важно принимать лекарства строго в соответствии с назначенной дозировкой, а при возникновении побочных эффектов незамедлительно сообщать об этом врачу.

Прогноз и профилактика

Неврастения обладает оптимистичными прогнозами. В большинстве случаев пациенты полностью восстанавливаются и возвращаются к нормальной жизни. Но бывает, что болезнь переходит в хроническую стадию и плохо поддается лечению.

Основным способом профилактики неврастении является соблюдение режима работы и отдыха. Рекомендуется прибегать к различным релаксирующим методикам, чтобы снять стресс и расслабиться. Иногда предотвратить появление симптомов может отпуск или поездка в другой город/страну.

Шевченко Ольга Юрьевна
Врач - психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог