Мед. лицензия№ ЛО–77–01-019765
Восстановление и исцеление - возможно!
Срочный вызов на дом
logo sq
Крупнейшая Частная Психиатрическая клиника Москвы
Услуги
Запишитесь на прием сегодня!
Ждем вас круглосуточно
Гарантируем эффективность лечения! Заявка на лечение

*Подробности у оператора

Особенности мышления и поведения у детей и взрослых с РАС

девушка
22 апреля 2025
1127
~6 мин
Рейтинг статьи: 5 (Оценок: 1 )

Расстройства аутистического спектра (РАС) — что это

Расстройства аутистического спектра (РАС) — гетерогенная группа нейропсихиатрических состояний, характеризующихся нарушениями в социальной коммуникации, ограниченным спектром интересов и повторяющимися стереотипными действиями. Эти состояния проявляются на ранних этапах развития ребёнка, как правило, до трех лет. РАС имеют персистирующий характер, то есть присутствуют на протяжении всей жизни человека, однако выраженность симптомов зависит от возраста, уровня интеллекта, а также полученной коррекционной помощи. 

Термин «аутистическое расстройство» впервые был предложен американским психиатром Лео Каннером в середине XX века. С тех пор представления о РАС претерпели изменения, что отразилось в современных международных классификациях болезней. Сегодня расстройство рассматриваются как спектр состояний с различным уровнем тяжести, включая такие подгруппы, как синдром Аспергера, детский аутизм, атипичный аутизм и другие. Независимо от уровня выраженности симптомов, ключевыми проявлениями спектра остаются трудности в социальном взаимодействии, нетипичные когнитивные процессы, стабильность особенностей поведения.

Причины РАС

Точная этиология расстройства до сих пор остается не до конца изученной, однако современные исследования позволяют выделить следующие основные факторы:

  • Генетические нарушения – мутации в генах, связанных с развитием нервной системы, такими как SHANK3, NLGN3/4X, встречаются у значительной части пациентов.
  • Пренатальные воздействия – инфекции, гипоксия, прием некоторых медикаментов во время беременности повышают риск возникновения данных состояний.
  • Нарушения синаптической передачи – дисфункция нейротрансмиттерных систем, особенно глутаматергической и ГАМК-ергической, играет важную роль в патогенезе.
  • Эпигенетические модификации – изменения экспрессии генов под влиянием внешних факторов без нарушения структуры ДНК могут способствовать развитию симптоматики.

Развитие состояния обусловлено сочетанием сразу нескольких факторов генетического и внешнего характера.

Патогенез РАС

В основе патогенеза лежат нарушения формирования нейронных сетей, что приводит к атипичной обработке информации. Отмечается дисбаланс между возбуждающими и тормозными процессами в коре головного мозга, а также изменения в структуре белого вещества. Функциональная МРТ выявляет сниженную синхронизацию активности между различными отделами, что объясняет трудности интеграции сенсорных и когнитивных сигналов.

Особое значение имеет нарушение зеркальных нейронов, ответственных за эмпатию и понимание действий окружающих. Это приводит к дефициту социального взаимодействия. Одновременно наблюдается гиперчувствительность отдельных зон мозга, что проявляется стереотипиями и ригидностью мышления.

Формирование РАС начинается еще на этапе внутриутробного развития, однако клинические проявления становятся заметны в возрасте от одного до трех лет. Без корректирующего вмешательства патологический процесс продолжает прогрессировать, приводя к усилению когнитивного дефицита.

Классификация РАС

Расстройства аутистического спектра делятся на несколько видов:

  • Классический аутизм (синдром Каннера)
    Характеризуется выраженным дефицитом социальных навыков, нарушениями речи, повторяющимся поведением.
  • Синдром Аспергера
    Проявляется в основном нарушением социальной адаптации при сохранении когнитивных способностей и речи.
  • Дезинтегративное расстройство детского возраста
    Это более тяжелый тип РАС, при котором у ребенка даже после нормального развития до 2-3 лет наблюдается утрата приобретенных навыков, включая речевые и социальные.
  • Расстройства, не классифицируемые в других категориях
    Эти формы включают случаи, проявления которых не вписываются в стандартные диагностические критерии, но имеют сходные черты с РАС.

ребенок

Симптомы РАС

Симптомы меняются от легких форм, которые не мешают повседневной жизни, до тяжелых состояний, серьезно ограничивающих самостоятельность человека. 

Проявления РАС можно разделить на несколько групп:

  1. Социальные трудности
    Дети и взрослые испытывают сложности при взаимодействии с окружающими. Проблемы включают отсутствие зрительного контакта, нежелание общаться, малую заинтересованность в других людях. В детском возрасте это может проявляться нежеланием играть с ровесниками, а у взрослых – отсутствием навыков командной работы.
  2. Речевые нарушения
    У большинства пациентов отмечается задержка развития речи. Иногда речь полностью отсутствует или носит стереотипный характер, что затрудняет коммуникацию. Могут наблюдаться эхолалия – повторение слов или предложений, сложности в понимании обращенной речи.
  3. Повторяющееся поведение
    Сюда относят стереотипные движения, такие как раскачивание. Кроме того, пациенты могут проявлять привязанность к конкретным ритуалам или неизменно повторяющимся действиям и крайне болезненно реагировать на изменения распорядка.
  4. Сенсорная чувствительность
    Повышенная или сниженная восприимчивость к звукам, свету, прикосновениям также характерна для РАС. Например, громкие звуки могут вызывать панику, тогда как определенные текстуры вызывают сильный дискомфорт.

Своевременное распознавание признаков РАС и обращение за профессиональной помощью позволит достичь позитивной динамики в лечении, улучшить качество жизни пациента.

Особенности мышления и поведения у детей с РАС

В детском возрасте проявления расстройств аутистического спектра имеют выраженную специфику. Когнитивные процессы характеризуются ригидностью – трудностью переключения между задачами, потребностью в строгом соблюдении привычных алгоритмов. Восприятие информации часто фрагментарно: ребенок может концентрироваться на отдельных деталях, упуская общий смысл ситуации.

Социальное взаимодействие ограничено: отсутствует спонтанное желание делиться впечатлениями, наблюдаются сложности в совместных играх. Речевое развитие может запаздывать либо отличаться особенностями – монотонностью интонаций, повторением фраз из мультфильмов. Сенсорная чувствительность проявляется нестандартными реакциями на бытовые раздражители – отказом от определенных тканей в одежде, избирательностью в еде.

Особенности мышления и поведения у взрослых с РАС

Поведенческие и когнитивные черты у взрослых с этим расстройством во многом зависят от уровня поддержки, полученного в детстве. При раннем выявлении и комплексной терапии такие люди могут успешно социализироваться. Тем не менее определенные черты могут сохраняться на протяжении всей жизни.

Мышление взрослых также характеризуется прямолинейностью, сниженной способностью к интуитивному пониманию социальных контекстов. Это затрудняет интерпретацию невербальных сигналов, таких как язык тела или интонация собеседников. Такие люди часто предпочитают взаимодействовать с небольшим кругом близких людей, избегая больших сообществ. Поведение может оставаться ригидным, с преобладанием фиксированного распорядка и привычек, что помогает ощущать стабильность, контроль.

Сенсорные особенности сохраняются, хотя у некоторых наблюдается снижение чувствительности к раздражителям. Несмотря на это, умение бороться со стрессовыми факторами может быть компенсировано за счет выработки устойчивых стратегий самопомощи. 

Диагностика

Выявление расстройства аутистического спектра осуществляется по результатам комплексного обследования. Первостепенной задачей является анализ истории развития ребенка с учетом жалоб родителей. Стандартизированные диагностические методики включают использование специальных опросников, таких как ADOS-2 и ADI-R, позволяющих детализировать характерные проявления.

Скрининг на ранних этапах жизни позволяет выявить признаки РАС у детей младше трех лет. Особое внимание уделяется таким маркерам, как задержка формирования речи, отсутствие интереса к играм с другими детьми, избегание зрительного контакта, недостаточная реакция на имя.

Взрослая диагностика чаще происходит по инициативе пациента, который осознает сложности в социальных контактах, или ближайшего окружения. На осмотре врач собирает анамнез, уделяет внимание сенсорным особенностям, проводит тесты когнитивной оценки. Важно отличить РАС от других психических заболеваний, таких как шизофрения, тревожные расстройства или нарушения развития интеллекта.

мужчина и женщина

Лечение

Подход к лечению расстройства носит комплексный характер, сочетая образовательные и поведенческие методы. Терапия направлена на снижение выраженности симптомов, помощь в адаптации пациента к среде. 

Наиболее эффективные стратегии разрабатываются индивидуально и включают:

  • Прикладной анализ поведения (ABA) — помогает ребенку или взрослому вырабатывать навыки через позитивное подкрепление желаемых действий.
  • Коррекционная терапия речи и коммуникативных навыков, включающая логопедические занятия.
  • Психотерапия — помогает улучшить эмоциональную регуляцию, справляться с тревожностью.

Современная поддержка включает использование когнитивно-поведенческой терапии, разработку индивидуальных образовательных программ и применение сенсорной интеграционной терапии для коррекции гиперчувствительности. В отдельных случаях назначаются медикаменты для коррекции сопутствующих расстройств, таких как тревога или нарушение сна.

Осложнения

При отсутствии своевременной поддержки возможны осложнения, касающиеся как психического, так и физического состояния. У детей и взрослых с РАС чаще наблюдаются депрессия, повышенная тревожность, нарушение сна, расстройства поведения. Сложности в социальной адаптации часто приводят к изоляции, препятствуют обучению или трудоустройству.

Отсутствие коррекции когнитивных нарушений может быть связано с развитием интеллектуальных затруднений, снижением способности к независимой жизни. Кроме того, сенсорные проблемы порой становятся причиной травматизма или формирования хронических очагов раздражения (например, вследствие пищевой избирательности).

Прогноз и профилактика

Перспективы зависят от тяжести состояния, возраста начала коррекции, уровня интеллектуального развития. При раннем вмешательстве до 60% пациентов достигают значительной самостоятельности.

Специфической профилактики не существует, однако снизить риски позволяет контроль течения беременности, избегание инфекций, грамотное ведение родов. После выявления расстройства важна максимально ранняя организация помощи, что значительно улучшает долгосрочные результаты. Регулярные занятия по развитию социальных навыков повышают качество жизни в любом возрасте.




Шустов Александр Дмитриевич
Данная статья проверена экспертом:
Врач психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, кандидат медицинских наук

Какие болезни мы лечим

Лишь немногие частные психиатрические клиники Москвы предлагают действительно квалифицированное лечение столь обширного списка заболеваний, как это практикует наша клиника «Госпитальная».

Реабилитация
Полный список

Иногда легче
написать, чем сказать

Если Вы ищите ответа на свой вопрос, просто напишите нам, о том, что у Вас случилось, наши специалисты передадут Ваше сообщение Врачу, который специализируется именно по Вашему вопросу. Мы оперативно подготовим ответ и отправим его Вам.

    Отправляя данное сообщение я согласен с политикой конфиденциальности клиники «Госпитальная»

    * Поля обязательные для заполнения

    ЗАДАТЬ ВОПРОС ВРАЧУ БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
    Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)
    Задать свой вопрос врачу Вы можете по телефону:
    Горячая линия помощи - Круглосуточно (24/7)
    Иногда легче
    написать, чем сказать

    Если Вы ищите ответа на свой вопрос, просто напишите нам, о том, что у Вас случилось, наши специалисты передадут Ваше сообщение Врачу, который специализируется именно по Вашему вопросу. Мы оперативно подготовим ответ и отправим его Вам.

      Отправляя данное сообщение я согласен с политикой конфиденциальности клиники «Госпитальная»

      * Поля обязательные для заполнения