Повышенная тревожность: причины, симптомы и лечение

19 апреля 2024

Тревожное расстройство относится к психическим патологиям. Человек постоянно живет с чувством беспокойства. При повышенной тревожности нервная система постоянно находится в напряжении. Если своевременно не лечить болезнь, то могут появиться другие заболевания соматического и психического характера.

Что такое тревожное расстройство и причины его возникновения

Тревожное расстройство – это генерализированный диагноз, который включает в себя следующие патологии:

• фобии;
  • панические атаки;
  • социальное тревожное расстройство;
  • ПТСР;
  • потерю способности говорить в определенных ситуациях;
  • обсессивно-компульсивное расстройство.

Все эти болезни проявляются в виде тревоги, которая является ответом на определенные внешние факторы воздействия. Врачи выделяют следующие основные причины сильного внутреннего беспокойства у пациентов:

• злоупотребление алкоголем;
  • наркотическая зависимость;
  • заболевания эндокринной системы;
  • сильный стресс;
  • генетическая предрасположенность.

Повышенная тревожность мешает сосредоточиться и выполнять свои повседневные функции.

Симптомы тревожного расстройства

Независимо от причины тревожного расстройства, симптомы примерно одинаковые:

• чувство страха, беспокойства, в том числе без видимой причины;
  • проблемы со сном;
  • невозможность оставаться неподвижным;
  • озноб, потливость, покалывание в руках или ногах;
  • одышка;
  • учащенное сердцебиение;
  • сухость во рту;
  • проблемы с ЖКТ;
  • напряжение мышц;
  • головокружение.

Наличие хотя бы 3-4 симптомов говорит о том, что у вас может быть тревожное расстройство. Рекомендуется записаться в клинику Госпитальная, чтобы выполнить диагностику и назначить лечение при подтверждении диагноза. Игнорирование симптомов может привести к серьезным последствиям.

Патогенез тревожного расстройства

При тревожном расстройстве у пациента наблюдается низкий уровень ГАМК и нейромедиаторов, что снижает активность ЦНС. Это вызывает чувство тревоги. Также нарушается функция миндалины, которая отвечает за обработку страха и беспокойства у человека. Она получает информацию о страхе и сообщает организму сведения об уровне опасности. Исходя из этого, конкретно взятая личность предпринимает те или иные действия. Если поступающая информация обрабатывается неправильно, то человек не может адекватно реагировать на внешние факторы воздействия, воспринимая даже незначительную опасность, как существенную.

Классификация и стадии развития тревожного расстройства

Врачи выделяют следующие виды тревожных расстройств:

1. Невротический на фоне острых или хронических стрессов.
  2. Органический – проявление соматических болезней.

Существует 4 этапа развития тревоги при данной патологии:

1. Встреча с опасностью. Триггер может быть реальным или надуманным. Например, страх не справиться с определенной работой.
  2. Преувеличение, когда человек сам возводит потенциальную опасность до уровня катастрофы.
  3. Обдумывание проблемы и составление прогноза. На этом этапе человек пытается продумать все возможные сценарии развития событий. Ему важно понимать, что именно его может ожидать. Этот процесс может занимать довольно много времени, в результате чего сложно сконцентрироваться на том, что требует решения сейчас.
  4. Избегание проблемы. Это возможно, если не проявлять инициативу.

Ели чувство тревоги мешает нормально жить, то стоит обратиться за квалифицированной помощью.

Осложнения тревожного расстройства

При отсутствии своевременного лечения могут развиться следующие осложнения:

• низкая самооценка;
  • самоизоляция;
  • проблемы со сном;
  • невозможность выполнять свои обязанности на работе;
  • развитие депрессии;
  • синдром раздраженного кишечника;
  • снижение сексуальной активности;
  • головные боли;
  • мышечное напряжение;
  • появление аутоиммунных заболеваний.

Важно. Из-за длительного воздействия стресса на организм повышается количество свободных радикалов, которые могут стать причиной возникновения онкологии.

Диагностика тревожного расстройства

Диагностировать патологию можно путем сбора анамнеза и прохождения специальных тестов и опросников. На основании полученных результатов врач может сделать вывод о наличии тревожного расстройства у пациента.

Чтобы исключить заболевания, которые маскируются под данную патологию, может потребоваться консультация узких специалистов.

Лечение тревожного расстройства

Необходимо проводить комплексное лечения для достижения положительного результата:

1. Назначение лекарственных препаратов. Обычно назначаются антидепрессанты группы СИОЗС, транквилизаторы и седативные средства. Длительность курса и дозировку определяет врач, исходя из состояния пациента. Таблетки необходимо принимать строго в соответствии с назначениями, а при возникновении побочных эффектов незамедлительно сообщить об этом.
  2. Психотерапия. Она позволяет скорректировать уровень тревоги и научить больного правильно реагировать на внешние раздражители.

Если чувство беспокойства имеет физиологическую основу, лечение должно быть направлено на устранение основного заболевания, вызвавшего его — таких как нормализация артериального давления, коррекция гормонального баланса, прием препаратов для устранения анемии и другие меры. Пациенту также могут быть назначены антидепрессанты и анксиолитики для симптоматического облегчения.

Беспокойство и другие психические расстройства, возникшие из-за злоупотребления алкоголем или наркотиками, должны лечиться у нарколога.

Прогноз и профилактика

Прогноз зависит от текущего состояния пациента и длительности воздействия симптомов на его организм. Однако, в целом, вероятность полного излечения достаточно высокая.

Есть определенные рекомендации, которые позволят не допустить патологической тревожности:

• ведение здорового образа жизни;
  • занятия спортом;
  • отказ от вредных привычек;
  • своевременное лечение соматических заболеваний;
  • минимизирование воздействия стрессов на организм.

Рекомендуется проходить полное медицинское обследование хотя бы раз в год, чтобы обнаружить болезни на раннем этапе их развития.

Шевченко Ольга Юрьевна
Врач - психиатр, психотерапевт, психиатр-нарколог