Что такое диссоциативное расстройство идентичности (личности)
Диссоциативное расстройство идентичности (личности) — редкое и не до конца изученное психическое заболевание. Специалисты включают ДРИ в состав других диссоциаций, однако в МКБ-11, которую планируется ввести в РФ к 2025 году, расстройство выделено в самостоятельную нозологическую единицу.
Широкой публике заболевание известно под неофициальным названием «раздвоение личности». Это излюбленная тема писателей, которые специализируются на загадках человеческого разума. К сожалению, случаи, когда человек с диссоциативное расстройство идентичности (личности) демонстрирует потрясающие способности или начинает говорить на незнакомом языке, обычно встречаются только в литературе. В жизни «вторая личность» пациента чаще всего дезадаптивна, асоциальна и даже опасна для физического здоровья человека.
Согласно данным американских исследователей распространённость диссоциативное расстройство идентичности (личности) составляет около 1,5%, встречается одинаково часто у женщин и мужчин. Заболевание может манифестировать в любом возрасте.
У Вас или у Ваших близких ДРИЛ?
Обращайтесь за помощью в нашу Клинику — мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.
Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82
Предрасполагающие факторы для развития ДРИ
Диссоциативное расстройство идентичности обычно развивается у людей, которые в детстве пережили серьёзный стресс, опыт отсутствия заботы со стороны взрослых, а также эмоциональное, физическое или сексуальное насилие.
Младенец не рождается с чувством личной идентичности и целостности. Иными словами, не осознаёт себя. Самосознание постепенно развивается под влиянием различных факторов и по мере накопления личного опыта. Если ребёнок живёт в условиях стресса, процесс объединения психических составляющих в единую личность нарушается. Жизненный опыт, воспоминания, эмоции остаются разделёнными.
Заболевание усугубляется, если родители ведут себя непоследовательно, чередуют ласковое и холодное поведение по отношению к ребёнку без всякой логики. Ребёнок не чувствует себя в стабильной, предсказуемой и безопасной обстановке, не знает, когда ожидать похвалы или наказания.
Реакции, из которых позже развивается диссоциативное расстройство идентичности, носят защитный характер: это адаптивный механизм, оберегающий психику от непомерной нагрузки. Ребёнок как бы отстраняется от травмирующих факторов, отрывается от окружающего мира или «делает вид», что ничего негативного с ним не происходит. Со временем адаптивные механизмы становятся частью личности, которая так и не собралась в единое целое.
Со стороны человек с данным заболеванием зачастую выглядит холодным, невозмутимым, чрезвычайно уравновешенным. Механизм диссоциации запускается в ситуациях, требующих эмоциональной вовлечённости. Невозможность игнорировать повторный психотравмирующий эпизод становится причиной расщепления эго и появления «новой личности».
Как проявляется диссоциативное расстройство
Симптомы симптомы значительно ухудшают способности пациента к социальным и профессиональным взаимодействиям. Например, агрессивная субличность может неожиданно «выйти на сцену» и нагрубить начальнику пациента.
В рамках ДРИл возможны любые проявления, характерные для различных диссоциаций:
- нарушения чувствительности — человек ощущает своё тело как чужое, слабо чувствует боль, прикосновения;
- нарушения различных функций — одна из «личностей» может хромать, плохо видеть, жаловаться на недомогания, которых нет у основного «я»;
- диссоциативная амнезия — выпадение из памяти отдельных травмирующих эпизодов и целых периодов жизни;
- собственное прошлое может восприниматься «чужим»; многие пациенты в момент активизации дополнительного «я» забывают базовую персональную информацию (своё имя, возраст, адрес проживания);
- слуховые псевдогаллюцинации — пациент ясно слышит голоса, комментирующие окружающую обстановку или его действия; при этом больной отдаёт себе отчёт в том, что голос не может быть реальным;
- диссоциативная фуга — внешне человек ведёт себя здраво и упорядоченно, но на самом деле совершает бессознательные поступки (уезжает в другой город, проводит время в незнакомой компании);
- нарушение собственной идентичности — восприятие себя непостоянно, прерывается эпизодами, когда пациент ощущает себя кем-то другим или чувствует, что его действия управляются извне;
- диссоциативный ступор и трансовые расстройства — выражаются в значительном снижении реакций на внешние раздражители;
- дереализация — характерна для базовой личности; пациент не узнаёт людей, с которыми подружилось его «альтер-эго», не помнит ряда своих поступков или событий, забывает, когда в доме сменилась обстановка и т. п.
У Вас или у Ваших близких ДРИЛ?
Обращайтесь за помощью в нашу Клинику — мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.
Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82
Иногда симптоматика диссоциативного расстройства личности совпадает с признаками шизофрении. Значимое отличие заключается в том, что шизофренические бредовые конструкции зачастую нестабильны, а основная личность пациента постепенно деградирует, упрощается до нескольких ведущих черт характера. При ДРИ множественные «я» сохраняют свои характерные черты от эпизода к эпизоду, равно как и главная личность пациента в светлые промежутки остаётся собой, со своими особенностями, памятью, привычками.
Виды диссоциативного расстройства
Выделяют две формы диссоциативного расстройства идентичности. Классификация заболевания учитывает выраженность симптомов, а также субъективное отношение пациента к своему состоянию.
Одержимая форма диссоциативного расстройства идентичности
При одержимой форме заболевания иные личности хорошо заметны близким пациента. Больной говорит и действует явно несвойственным ему образом, словно в него действительно вселилось другое существо. Иногда личность бывает одна — значимый для больного, но умерший человек, историческая личность или сверхъестественное существо. А порой их несколько. Смена множественных «личин» производит впечатление, что в человека вселяются духи или бесы. При этом сам пациент тоже может придерживаться сверхъестественной версии, особенно, если он суеверен или религиозен.
Неодержимая форма диссоциативного расстройства идентичности
Субличности не так явно заметны окружающим, долгое время симптомы болезни можно принимать за особенности характера, чудачества. Пациент не чувствует себя одержимым, но ощущает дереализацию. Больной может жаловаться, что его тело принадлежит ребёнку или человеку другого пола/возраста. Часто пациенты отмечают появление несвойственных им эмоций, мыслей, суждений, пищевых предпочтений. Многие говорят, что словно наблюдают за своей жизнью со стороны и не имеют ни сил, ни желания управлять ею.
Диагностика диссоциативного расстройства
Перед постановкой диссоциативного расстройства идентичности необходимо убедиться, что расстройство не связано с культурными и религиозными особенностями жизни пациента. Например, в шаманизме «одержимость духами» является частью обрядовых практик, а не заболеванием. Кроме того, следует исключить влияние на сознание пациента психоактивных веществ, неврологических заболеваний, травм головы.
Диагностируя детей, важно помнить об их склонности к бурным фантазиям, в которые они сами верят. Маленький ребёнок может придумать себе несуществующего друга или неосознанно копировать поведение, образ мыслей, манеру речи кого-то из взрослых.
Особое место в списке ложных пациентов занимают симулянты. Как правило, больные понимают, что с ними происходит что-то странное и пытаются скрывать своё состояние. Симулянт же, наоборот, выставляет мнимую болезнь напоказ.
Диагностика заболевания проводится при помощи ряда опросников, адаптированных под выявление диссоциативных состояний, а также структурированных интервью. В ряде случаев применяется гипноз. С его помощью психиатр может выявить детские воспоминания больного и установить причину расстройства.
Иногда гипноз позволяет врачу пообщаться с субличностями пациента, но нередко они сами охотно выходят на контакт. Если основная личность не желает демонстрировать наличие других «я», она может неосознанно или намеренно препятствовать их проявлению. Тогда психотерапевт выбирает один из косвенных путей. Например, предлагает пациенту вести дневник, причём делать это от руки, чтобы можно было зафиксировать не только иной образ мыслей, но и возможное изменение почерка.
Лечение диссоциативного расстройство
Ощущение дереализации и объективное ухудшение качества жизни отрицательно сказывается на душевном состоянии больных. Врачебная статистика показывает, что без специализированного лечения до 70% пациентов рано или поздно приходят к навязчивым мыслям о суициде.
Лечебный процесс строится на различных методах психотерапии:
- когнитивная терапия — помогает изменить образ мышления, выработать новые оценочные суждения, более полезные убеждения, позитивное мышление;
- инсайт-ориентированный метод — способствует преодолению детских психических травм;
- методика изменчивой экспозиции — учит адаптироваться к травмирующим воспоминаниям и ситуациям, менее
- эмоциональному восприятию неприятных событий;
- семейная терапия — обязательный элемент лечения; совместные сеансы помогают членам семьи лучше понять пациента и научиться взаимодействовать с ним, а больной учится снижать своё травмирующее воздействие на близких.
Согласно международным медицинским рекомендациям психотерапия проходит в три этапа. Сначала терапевт формирует у пациента адекватное отношение к заболеванию и стабилизирует его душевное состояние. На втором этапе разбираются все травмы, которые могли привести к формированию защитной диссоциации. Завершающий шаг терапии — обучение пациента более адаптивным способам психологической защиты.
Выстраивая схему лечения, терапевт должен понимать, что травмированные пациенты обладают повышенной чувствительностью и могут опасаться насилия (давления). Это заставляет больных переносить свои чувства, связанные с травмой, на врача. Обсуждение этих эмоций — важная составляющая терапии. Помимо улучшения качества лечения, она учит пациента здоровым способам взаимодействия с окружающими.
Медикаментозная терапия служит важным, но всё же второстепенным средством лечения. С помощью препаратов устраняются вторичные симптомы заболевания: повышенная тревожность, бессонница, депрессия.
Цель психотерапии — постепенное объединение всех частей личности пациента в одно целое. При этом какие-то черты других «я» перейдут к базовой личности, а другие бесследно исчезнут. Однако пациенту необходимо настроиться на долгое лечение. Диссоциативное расстройство идентичности — сложное заболевание, нередко терапия занимает несколько лет. Но усилия того стоят: грамотная терапия позволяет пациенту достичь целостности сознания. Значительная часть больных в итоге возвращается к нормальной жизни.
У Вас или у Ваших близких ДРИЛ?
Обращайтесь за помощью в нашу Клинику — мы даем Гарантии на результат от лечения. У нас работают одни из лучших врачей в Москве.
Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82
Профилактика диссоциативного расстройства идентичности
Целенаправленной профилактики диссоциативного расстройства личности не существует, поскольку причины развития заболевания носят скорее социальный, чем медицинский характер. Как первичная причина возникновения синдрома рассматриваются эпизоды насилия над незрелой личностью.
Международные организации ведут просветительскую деятельность, стараются повышать культуру воспитания детей. Это совместная работа всего общества. В рамках отдельно взятой семьи можно рекомендовать родителям проявлять уважение к детским чувствам, потребностям и особенностям, стараться установить близкие и доверительные отношения с ребёнком, а также придерживаться понятной, обоснованной системы наказаний и поощрений.