Принудительная госпитализация в психиатрическую клинику

госпитализация
3 сентября 2022
Рейтинг статьи: 2.7 (Оценок: 3 )

Принудительное лечение в психиатрической клинике – это крайняя мера, принимаемая при наличии веских причин или по решению суда. Принудительное лечение может быть назначено при серьезных психических расстройствах, когда состояние пациента представляет серьезную опасность для окружающих или для него самого.
В связи с этим для госпитализации в психиатрическую клинику, если госпитализация проводится без согласия пациента или его законных представителей, обязательно наличие решения врача-психиатра, подтверждающего основания для такого помещения, или судебное решение, при вынесении которого судья руководствовался заключением врача-психиатра.

Кто может выписать направление:

• врач-психиатр психиатрического (психоневрологического) диспансера, частной психиатрической клиники;
  • врач-психиатр бригады скорой психиатрической помощи;
  • частнопрактикующий врач-психиатр.

Требуется принудительная госпитализация?

Обращайтесь за помощью в нашу клинику — мы работаем круглосуточно. У нас одни из лучших врачей в Москве.

Звоните сейчас:
+7 (495) 432-25-82

Принудительная госпитализация>>

Основания для обращения за направлением на принудительную госпитализацию в психиатрическую клинику

Чтобы врач-психиатр выдал направление на принудительную госпитализацию, состояние пациента должно отвечать одной из следующих ситуаций:

• человек демонстрирует явную агрессию по отношению к окружающим (угрозы, нападения и др.) или аутоагрессию (попытки суицида и др.), есть очевидный риск или уже имевшие место случаи нанесения вреда здоровью окружающих или себе самому;
  • человек в связи с психическим расстройством не способен обслуживать себя, удовлетворять минимальные жизненные потребности (обеспечивать себя продуктами питания, принимать пищу, соблюдать личную гигиену и т.д.), то есть в данный момент фактически недееспособен;
  • человек нарушает общественный порядок (хотя не угрожает жизни и здоровью окружающих) и налицо прогрессирующе ухудшение состояния, хотя оно еще и не достигло описанных выше ситуаций.

В любом случае, для принятия решение о направлении больного на принудительное лечение врач-психиатр должен предварительно сам провести обследование пациента.

Принудительное освидетельствование врачом-психиатром

Если состояние больного представляет угрозу окружающим или ему самому, врач-психиатр может провести принудительное освидетельствование, имея необходимые данные после осмотра.

стационарное лечение

В течение двух суток после поступления пациента в стационар необходимо произвести освидетельствование и дать заключение, в котором будет следующая информация:

• степень общественной опасности больного;
  • способность больного к самообслуживанию;
  • перспективы развития заболевания, вероятность усугубление состояния;
  • необходимость в дальнейшем наблюдении в медицинском учреждении или отсутствии таковой.

После того как врач-психиатр диагностирует психическое расстройство и степень его тяжести, или отсутствие такового, медицинское заключение вместе с ходатайством о санкционировании принудительного лечения в психиатрической клинике передается на рассмотрение в суд, где в течение пяти дней должно быть вынесено решение об обоснованности данной меры. Если суд подтверждает необходимость принудительного лечения, выписка пациента будет возможна тоже после принятия судом соответствующего постановления на основании предоставленных лечащим врачом-психиатром сведений о ходе лечения и состоянии пациента.

Проблемы, с которыми можно столкнуться при помещении пациента на принудительное лечение в психиатрическую клинику

• Если психиатру необходимо провести осмотр и освидетельствование пациента в связи с его недееспособностью без согласия пациента, эта процедура должна быть санкционирована судом. Ответ на запрос должен быть получен в течение пяти дней. Однако в последнее время, из-за частых случаев мошенничества с недвижимостью и другим имуществом, судебные органы нередко отказывают в запросе на психиатрическое освидетельствование в связи с недееспособностью.
  • Пожилые люди нередко страдают, помимо психических расстройств, различными соматическими заболеваниями, обострение которых также влияет на психическое состояние (может вызывать помрачение сознания, повышенную возбудимость, агрессивность и т.д.). В связи с этим перед помещением в стационар, особенно в государственных больницах, часто требуется, помимо осмотра психиатром, также осмотр кардиолога, эндокринолога, хирурга и терапевта. В противном случае в госпитализации могут отказать. Существуют специальные психосоматические отделения государственных больниц, но количество мест в них очень небольшое.
  • В некоторых психиатрических больницах избегают класть в стационар пациентов старше 60—65 лет. Отказ в госпитализации на таком основании является противозаконным, поэтому может быть выбран другой предлог, но, к сожалению, подобные случаи имеют место. В частных клиниках вероятность их меньше.
  • Муниципальная скорая психиатрическая помощь, как правила, реагирует только на вызовы, связанные с непосредственной угрозой для жизни пациента или окружающих, или же в том случае, если пациент уже находится на учете. Прежде всего, это связано с высокой загруженностью службы. Психиатр в психоневрологическом диспансере, хотя и должен максимально помочь в организации помещения пациента в стационар, если оно необходимо, нередко не делает этого. В частных клиниках, как правило, быстрее реагируют на вызов бригады психиатрической помощи из-за меньшей загруженности. Также в частных клиниках значительно оперативнее решаются вопросы, связанные с госпитализацией, так как нет необходимости в прохождении такого множества инстанций, как при помещении в государственный психиатрический стационар.
Куреков Игорь Владимирович
Врач - психиатр, психиатр - нарколог