Симптомы и причины возникновения панических атак

ПА
3 сентября 2022

Как проявляется паническая атака

Паническая атака – крайняя форма тревоги, которая проявляется на физиологическом, эмоциональном, поведенческом уровнях. Во время приступа человек ощущает страх, замешательство. Он мыслит нелогично, ведет себя нерационально.

Эпизоды панических атак возникают не только при соприкосновении с пугающим объектом или ситуацией. Мучительные приступы нередко развиваются в результате предполагаемой опасности, например, при ожидании автокатастрофы.

Важно! Самостоятельно избавиться от панических атак сложно, поскольку их развитие происходит автоматически, без контроля сознания. Для преодоления паники следует обращаться к психотерапевту для консультации и избрания верной схемы лечения.

Как лечить и куда обращаться при панически атаках

Невылеченные панические атаки часто приводят к расстройству, называемому агорафобией. Оно заключается в том, что человек начинает бояться, что в любой момент может снова испытать паническую атаку и живет в постоянном страхе. Таким образом, он избегает мест и ситуаций, в которых нападения происходили ранее. Его личность также постепенно меняется. В повседневной жизни он начинает сосредотачиваться на поиске потенциальных триггеров приступа и вырабатывает постоянные привычки, отвлекающие его от приступов тревоги. Он требует постоянного присутствия близких людей, которые дают ему чувство защищенности.

При лечении панических атак психотерапевты часто используют метод модификации ассоциаций. Он заключается в рациональном объяснении больному причины всех тревожных симптомов, таких как сердцебиение, учащенное дыхание, головокружение возникающих при панических атаках. Благодаря этому у него начинает меняться то, как он их воспринимает как результат страха, а не его причину. Это простое изменение понимания собственных телесных ощущений и рациональный подход к возникающим симптомам приводит к тому, что больной все реже испытывает панические атаки, пока они, наконец, полностью не устраняются.

как проявляется ПА

Иногда достаточно даже 3-4 сеансов без применения препаратов.

Эффективность психологической терапии оценивается примерно в 90%. У остальных пациентов панические атаки лечат фармакологическими средствами. Научные исследования показали, что приступы паники связаны с химическим дисбалансом в областях мозга, ответственных за переживание тревоги (так называемое синее пятно). Правильное функционирование головного мозга восстанавливается применением соответствующих препаратов. К сожалению, после прекращения их приема панические атаки часто повторяются.

Лекарства, отпускаемые без рецепта, можно безопасно использовать в менее тяжелых случаях. Они обладают успокаивающим и расслабляющим действием. До конца не выяснено, что именно вызывает приступы или почему они вообще возникают. Ученые говорят, что здесь могут иметь значение генетические и даже метеорологические факторы (изменения погоды за окном, атмосферное давление и т. д.). Очень часто приступы тревоги коренятся в чрезмерном стрессе или травмирующем опыте из прошлого (тяжелая болезнь, несчастный случай, потеря близких итд) Паническая атака часто может сопровождать депрессию, алкоголизм или сезонное аффективное расстройство (САР), также известное как осенняя депрессия.

Панические атаки возможно вылечить, если обратиться сразу же к специалисту, который назначит терапию.

Симптомы и причины возникновения панических атак

Паническая атака сопровождается многочисленными соматическими (телесными) симптомами, нередко сходными с нарушениями в работе кровеносной или дыхательной систем. Однако даже самый длинный список симптомов не отражает того, что испытывает человек в состоянии паники.

Типичные симптомы паники включают в себя:

• учащенное сердцебиение
  • потливость (холодный пот)
  • одышка, проблемы с дыханием
  • гипервентиляция неконтролируемое поверхностное дыхание, вызывающее снижение количества кислорода в головном мозге
  • боль в груди озноб или внезапное чувство жара
  • чувство удушья головокружение, обмороки
  • дереализация или деперсонализация
  • страх потерять самообладание
  • страх смерти онемение конечностей
  • бледность кожи тошнота или неприятные ощущения в животе

Большинство симптомов на самом деле возникают только в голове пациента. Ему часто кажется, что он испытывает симптомы, которые не выражаются в последующих медицинских осмотрах. Тогда больной нервничает, что результаты анализов в норме, и в нем растет страх. Он боится, что врачи что-то упустили или что у него что-то крайне редкое. Таким образом, он попадает в порочный круг.

Кризисные моменты часто возникают под действием провоцирующих факторов. Триггеры могут быть очевидными.

что делать при ПА

Что делать при панических атаках

Главное – не игнорировать проблему, не подавлять переживания, а вовремя проконсультироваться с психотерапевтом и строго следовать инструкциям.

Людям, которые испытывают панические атаки необходимо научиться эффективным методам контроля негативных эмоций и восстановления рационального мышления. Чтобы остановить приступы тревоги вы можете использовать методы релаксации, которые также отлично подходят для лечения невротических приступов. Они заключаются в «сознательном дыхании» через нос, медленном счете до десяти, использовании визуализации и т. д.

Физическая активность также помогает в борьбе с паническими атаками. Заниматься ей желательно на свежем воздухе, т.к  это благотворно влияет на самочувствие, расслабляет физически и морально, а также эффективно снимает напряжение. Когда ученые обнаружили, что приступы паники могут быть связаны с тревожной интерпретацией собственных негативных телесных ощущений, что вызывало тревожные мысли, усиливающие тревогу, они ввели психологическое лечение.

Людям, которые часто борются с приступами паники, следует обратиться за профессиональной помощью к специалисту, который поможет уменьшить симптомы паники.Часто бывает так, что терапия облегчает поиск и уточнение проблем, лежащих в основе страхов. Чтобы остановить паническую атаку, психотерапевты предлагают следующие решения:

• дышать медленно и глубоко (это также противодействует гипервентиляции, вызывающей головокружение во время приступа)
  • вам нужно попытаться контролировать свой страх, например, закрыв глаза и представив безопасную ситуацию
  • хорошо помогает поддержка близкого человека

Панические атаки у детей

Дети, испытывающие социальную тревогу, избегают различных событий, таких как участие в групповых занятиях, прием пищи в присутствии других, пользование общественными туалетами, посещение мероприятий со сверстниками.

Панические атаки у ребенка могут длиться от нескольких минут, а сопутствующими симптомами являются: необъяснимая боль в животе или головная боль

• учащенное сердцебиение
  • тряска конечностей или всего тела
  • тошнота, рвота
  • боль в груди
  • затрудненное дыхание
  • страх, что вот-вот произойдет что-то плохое
  • чрезмерное потоотделение
  • проблемы с речью
  • потеря контроля над собственным телом
  • чувство удушья, ком в горле

Ребенок, опасаясь дальнейших панических атак, может отказаться выходить из дома, избегать контактов с людьми.

ПА у детей

Лучшее решение, которое сможет облегчить приступ ребенку, борющемуся с паническими атаками, это посещение психолога и/или психиатра. Хотя паническая атака сама по себе не опасна для жизни, это важный сигнал, который нельзя игнорировать.

Что делать родителям при возникновение внезапной панической атаки у ребенка?

• перенаправить внимание ребенка на что-то другое
  • не говорите ребенку успокоиться (это только усиливает тревогу, ребенок, испытывающий крайние эмоции, не в состоянии понять вас)
  • быть с ребенком (повторяйте ему, что вы рядом с ним, и ему скоро станет легче)
  • не недооценивайте проблему
  • не показывайте нетерпение и свои сложные эмоции ребенку, постарайтесь установить зрительный контакт с ребенком
  • помогите ребенку дышать глубоко
  • не забывайте прикасаться (держитесь за руки, обнимайте ребенка, всегда оставайтесь рядом)
  • поговорите с ребенком о чем-то нейтральном (о том, что вас окружает; вы можете сосчитать, сколько деревьев вокруг или описать, какие цвета вас окружают)
  • дайте ребенку воду или любимый перекус
  • во время панической атаки разговаривайте с ребенком по существу, используя самый простой язык и называя его по имени.
Игнатова Александра Валерьевна
Психиатр - нарколог, психотерапевт